О создании российского автомобиля на электротяге под названием «Кама» за последнее время не слышал разве что ленивый.
«Кама-1» представляет собой разработку центра Компьютерного инжиниринга СпбПУ, и компании «КамАЗ». Помимо этого, к реализации проекта было выполнено привлечение как минимум одного местного подрядчика, если не учитывать разработку дизайна – это инжиниринговая фирма из Тольятти под названием «Ладога». Ее задачей было проектирование не силовой электронной начинки автомобиля, от EPS и VCU, до систем мультимедиа и климатического контроля. Проведение окончательной сборки осуществлялось с коллегами из Минска и СпбПУ.
Компания из Минска. Проблема в том, что ранее ни в какой документации подобные моменты не упоминались. При попытке выяснить, кто же это мог быть, оказалось, что в Минске практически отсутствуют профильные фирмы, тем более, с такой характеристикой, как «создание профильных образцов автомобильного транспорта». В таком направлении в Минске работает исключительно одна компания «Кейджи Импекс», с происхождением от ё-мобиля. Ее сотрудники планировали принять участие в разработке автомобиля, но выбор был сделан в пользу другой компании, под названием SkyWay.
Это может выглядеть удивительно, но кузов и шасси для этого автомобиля по предоставленным чертежам изготовлен компанией из Беларуси. Вопрос в том, что сферой ее деятельности становится частных инвестиций методом сетевого маркетинга, в проект «струнного транспорта» осуществить который заведомо невозможно. Если говорить более простым языком, это технологический лохотрон. Компания никогда не занималась созданием прототипов машин, да и вообще автомобильным транспортом.
Что же могло стать причиной того, что питерский Политех и само руководство проекта «Кама-1» сделали такой выбор, в пользу подрядчика с достаточно сомнительной репутацией? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, а представители руководства проекта на него отвечать отказались. Скорее всего, дело совсем не в фантастических способностях инженерных работников компании, и не в близости географического расположения. Наиболее вероятной причиной становится стоимость, за которую российские инжиниринговые компании не согласились бы заняться постройкой совершенно незнакомой модели машины.
Процесс создания. Стоимость услуг, оказываемых подрядчиками, в этом проекте оставалась до последнего актуальной. Источником финансирования для создания «Камы» стал полученный за три раза грант от Министерства образования и науки, которое в течение трех лет перечислило порядка 150 миллионов рублей. Вторая часть суммы в размере 62, 63 миллиона рублей, была получена от индустриального партнера проекта, компании «КамАЗ». По сообщениям сотрудников, большая часть из выделенных средств была затрачена на разработку дизайна и оформления машины, вначале силами двух отечественных специалистов, а впоследствии – компании TorinoDesign из Италии. А вот на то, что осталось, и следовало выполнить разработку электромобиля. Раскрытие этих сумм, полученных подрядчиками, не является возможным, но, по меркам отечественной автомобильной промышленности это очень маленькие деньги.
Итогом этой истории можно назвать то, что за деньги, выделенные российским Министерством образования и науки, был профинансирован белорусский лохотрон. Кроме того, было выявлено несколько несоответствий автомобиля поставленному техническому заданию. Не справился со своей частью работы и «КамАЗ», что уже представляло собой нарушение заключенного соглашения.